Памяти Сергея Юрского: настоящая легенда, кумир нескольких поколений, профессионал с большой буквы. Таким мы его знали, таким запомним

Сергей Юрский — не только один из самых известных советских и российских артистов. Он был еще и самым закрытым человек из них. Журналисты и телевизионщики привыкли к тому, что Юрский крайне редко соглашался на интервью и в последние годы совсем нечасто появлялся на телеэкране. Но это не значило, что о нем забыли!

Новость о том, что сегодня утром не стало народного артиста РСФСР Сергея Юрского, обескуражила всех. А как иначе — не стало живой легенды, человека, на ролях которого выросло несколько поколений! Достаточно вспомнить буквально пару-тройку широко известных картин — и перед глазами сразу встают герои Юрского: такие разные, но все до одного удивительно искренние и убедительные. «Золотой теленок», «Место встречи изменить нельзя», «Любовь и голуби»… Эти и многие другие фильмы, ставшие классикой, невозможно представить себе без участия Юрского.

А ведь его судьба могла повернуться совсем иначе…

Мечтал стать клоуном

Сергей Юрский родился в 1935 году, в семье учительницы музыки и театрального режиссера, по совместительству актера. Отец будущей знаменитости то и дело перевозил семью из города в город — он ставил спектакли и играл на сцене самых разных театров, от Саратова и Андижана до Ленинграда и Москвы. А после войны он стал руководить московским Цирком на Цветном бульваре. Так что все свое детство Сергей Юрский провел в цирке, и долгое время он мечтал стать клоуном.

Впрочем, уже в подростковом возрасте появилась другая мечта — о сцене, но родители, хорошо знакомые с артистическим миром, довольно прохладно отнеслись к сыновнему желанию. Окончив школу с золотой медалью, Сергей пошел учиться на юридический факультет — но все перевернуло его участие в студенческом театре: парень понял, что именно лицедейство — его призвание. Бросив скучное правоведение, он поступил в театральный университет Ленинграда.

Театр и кино

Основная масса зрителей знает Юрского по его киноролям. Но в кино он попал уже в довольно зрелом возрасте, а начинал Юрский свою артистическую карьеру в БДТ им. Горького. Театральные подмостки быстро сделали его известным в Ленинграде — уже в середине 60-х имя Юрского на афишах гарантировало спектаклям аншлаг. Зрители шли на «Горе от ума», «Божественную комедию», «Трех сестер» специально, чтобы насладиться игрой Юрского. Так что уже в 1968 году ему присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР — а было ему всего-то 33 года.

Став известным актером, Сергей Юрский захотел большего. И в 1974 году он поставил свой первый спектакль в качестве режиссера — «Мольер» по произведению Михаила Булгакова.

Параллельно с работой в театре Юрский снимался в кино, в основном молодого артиста задействовали в эпизодах. А в своей первой роли — по-детски доброго и непосредственного дикаря — из комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», Сергей воплотил детскую мечту о клоунаде.

Сергей Юрский в фильме «Золотой теленок» (1968 г.)

Но настоящий киноуспех пришел к нему после картины «Золотой теленок» Михаила Швейцера, в которой он блистательно сыграл великого комбинатора Остапа Бендера. Надо сказать, что на эту роль пробовались Владимир Высоцкий, Владимир Басов, Александр Пороховщиков… Но Юрский оказался наиболее убедительным.

В фильме «Место встречи изменить нельзя» Юрскому досталась роль Груздева — человека, несправедливо обвиненного в убийстве. Трагедия интеллигентного немолодого человека, вынужденного сидеть в тюрьме за преступление, которого не совершал, не могла не тронуть сердца зрителей: сцена, в которой Груздева, наконец, выпускают на свободу, у многих вызывает слезы.

А потом был фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби», которая стала по-настоящему народной и всеми любимой. «Дядя Митя» в исполнении Юрского, хитрый деревенский пьяница, получился настолько выразительным, смешным и узнаваемым, что буквально затмил главных героев.

Интересно, что в этой картине жену дяди Мити — бабу Шуру — играла супруга Юрского, Наталья Тенякова. Для роли деревенской старухи актрису, которой не было еще и 40 лет, искусно «состарили», и на экране мы видели именно «бабу Шуру», охающую, хватающуюся за поясницу, с характерным говором…

Любовь всей жизни

Женатый Юрский и замужняя Тенякова познакомились, когда вместе играли в спектакле, причем играли молодоженов. Наталья с первого взгляда влюбилась в обаятельного талантливого Юрского, который был на 9 лет старше. И сразу же призналась во всем мужу — режиссеру Льву Додину. И ушла от него — чтобы было «по чесноку», как она потом говорила.

А Юрский еще долго не подозревал о нежных чувствах партнерши по сцене. Она просто любила его, не зная, суждено ли им еще когда-нибудь встретиться…

Все решила судьба: после окончания института Тенякову распределили в БДТ, в театр, где играл Юрский. И тогда он не устоял — тоже влюбился в нее. Начались долгие разговоры, провожания до метро… Но все было непросто: у Юрского была жена — актриса Зинаида Шарко.

Новость о романе мужа с молодой актрисой стала для нее шоком. Зинаида много плакала и даже хотела покончить с собой. И Юрский, чтобы не мучить жену, быстро собрал вещи и переехал к Наталье. Оставленной супруге пришлось смириться с выбором артиста — насильно мил не будешь…

Полвека Юрский и Тенякова прожили вместе. Поддерживали и помогали друг другу, берегли и любили. За все это время Сергей Юрьевич ни разу не позволил себе каким бы то ни было образом обсуждать или осуждать бывшую жену, он никогда не рассказывал журналистам о причине своего ухода от Зинаиды Шарко. Поведение настоящего мужчины.

У Сергея Юрского и Натальи Теняковой — единственная дочь Дарья, которая тоже стала актрисой, сегодня она играет на сцене МХТ им. Чехова.

Восхождение на Эверест

В это трудно поверить, но путь легенды советского кинематографа к кинославе был похож на опасное и тяжелое восхождение на Эверест. «Человека ниоткуда» через три дня проката сняли с экранов. Чиновники вынесли вердикт — «чушь и белиберда!». Фильм назвали клеветой на советский строй.

После такого удара другой бы актер, вероятнее всего, стал бы хвататься за любые роли, чтобы вернуться в строй любой ценой. Но Юрского потому и называют «суперпрофессионалом», что он всегда выбирает только самое лучшее и предлагает своему зрителю только лучшее. Его кредо — «не играть в лишних фильмах».

Поэтому следующей его киноработой после долгого перерыва стала роль директора детдома в фильме «Республика ШКИД». Однако чиновники снова наложили запрет на фильм, назвав его «энциклопедией для хулиганов». Зрители увидели его только через 11 лет после съемок.

Жестоко критиковали и «Золотого теленка» — критики утверждали, что это «не смешно», что вместо комедии сделали драму, Юрского ругали во всех рецензиях… Но главные испытания были впереди.

После 20 лет службы в БДТ Юрского уволили. За что? За дружбу с Иосифом Бродским.

Началось по-настоящему трудное время — он попал «под колпак» спецслужб, его запретили снимать в кино. Юрскому в 43 года пришлось переехать вместе с семьей в Москву и начинать жизнь заново. Выбраться из депрессии артист смог благодаря тому, что его пригласили сначала в театр Моссовета, который стал его новым домом, а затем — в фильм «Место встречи изменить нельзя». А еще — благодаря жене. Наталья Тенякова осталась с ним, на его стороне, и сделала все для того, чтобы поддержать мужа в тяжелый период.

Сергей Юрский — настоящая легенда отечественного кинематографа, кумир нескольких поколений, профессионал с большой буквы. Таким мы его знали, таким запомним.

Источник

Нажмите,чтобы поделиться с друзьями
  •   
  • 1.6K
  • 297
  • 110
  •  
    2K
    Shares